«Славяне его не праздновали». Чего мы не знаем о дне Ивана Купалы

«Не называйте Иваном Купалой»

Сейчас многие организаторы мероприятий постоянно подчеркивают языческое происхождение дня Ивана Купалы. А в Сети то и дело разгораются споры о том, существовал ли этот праздник вообще.

«Ивана Купалу мы не отмечаем. У нас нет такого праздника», — говорит Вадим Казаков, жрец Союза славянских общин славянской родной веры. А тот праздник, который отмечали в дохристианской Руси, имеет мало общего с современными представлениями о нем, уверяет он.

«Он назывался «Купала». Это имя божества: корень «куп» означает «соединение». Отсюда слова «совокупить», «купность», — продолжает жрец и просит не добавлять к этому имени второе — «Иван».

Купала был у славян одним из главных праздников. Его отмечали на третий день после летнего солнцеворота (солнцестояния), который приходится на 20-21 июня. Казаков добавляет, что вычислить точную дату летнего солнцестояния раньше было сложно — отсюда «опоздание» на два-три дня. По его словам, праздничный календарь славян вообще сильно зависел от движения солнца.

Купалу начинают отмечать днем. У реки разводят костер, ведь происходит «свадьба воды и огня». Основные торжества приходятся на ночное время. «Купала весь пронизан свадебной тематикой. Люди на земле участвуют в свадьбе небесной. Вот почему к этому празднику приурочен выбор суженых и обряды, связанные с венками», — объясняет Вадим Казаков.

Первый после Бога

В православной традиции Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, вторых по значимости после двунадесятых. У первосвященника Иерусалимского храма Захарии и его жены Елисаветы, несмотря на преклонный возраст, не было детей, что в древнеиудейском обществе считалось дурным знаком. И вот, рассказывает евангелист Лука, во время богослужения Захарии является ангел и говорит: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя — Иоанн». Но старик не поверил божьему посланнику, за что был лишен дара речи.

Когда же младенец родился и настал момент дать ему имя, родственники хотели назвать его Захарией. Но мать настояла на имени Иоанн. «И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И все удивились», — свидетельствует апостол.

После этого Захария вновь заговорил, «благословляя Бога». «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему», — сказал он новорожденному сыну. Именно поэтому второе прозвище Иоанна Крестителя — Предтеча, тот, кто идет перед Спасителем. В христианстве он считается «величайшим из рожденных женами».

«Так называл его сам Господь Иисус Христос. И православная церковь вместе со всем христианским миром повторяет слова Спасителя рода человеческого. Почему Господь назвал Иоанна Предтечей? С одной стороны, Иоанн был последним из пророков, он завершил приготовление ветхозаветного человечества к принятию обещанного Мессии — Христа. Его величайший подвиг заключался в том, что еще до того, как обетования о Мессии исполнились, он явил высочайшую меру веры в течение всей своей жизни и в самой своей смерти», — объясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Согласно Священному Преданию, после мученической кончины Иоанн Предтеча проповедовал даже в аду — о том, что скоро туда придет Спаситель и освободит «тех, кто в душе откликнется на призыв Божий».

Популярное заблуждение

Как в Русской православной церкви, так и в языческой общине призывают не смешивать языческий и христианский праздник.

Утверждения о том, что Церковь специально заместила Купалу праздником Рождества Иоанна Предтечи, лишены оснований, уверен отец Максим Козлов.

«Церковный календарь Русь заимствовала у Византии. К этому моменту он уже полностью сформировался и не подвергался никакой модернизации и уж тем более не подстраивался под представления славянских язычников», — подчеркивает профессор.

Вообще, в православном календаре нет таких дат, которые специально переставлялись бы в «педагогических или миссионерских целях». Поэтому близость языческого Купалы и христианского Рождества Иоанна Предтечи — лишь совпадение.

А появление «нового» праздника — Ивана Купалы — богослов объясняет просто: «На протяжении первых веков христианства на Руси многие проповедники говорили о недопустимости двоеверия — нельзя одновременно участвовать в языческих эксцессах на уровне бытовых обычаев и в то же время оставаться чадами Церкви».

Однако в народном сознании разделение христианского и языческого растянулось на века. И судя по тому, какое место Иван Купала занимает в современной культуре, этот процесс еще не завершен.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Рейтинг SunHome.ru Твоя Йога