История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора

Русский разведчик обнаружил секретные планы нацистов по созданию космического самолета, способного бомбить Нью-Йорк. Затем они попытались похитить изобретателя…

В мае 1945 года сотрудник советской разведки, пробираясь через руины ракетного комплекса Пенемюнде на Балтийском побережье, решил облегчиться за кучей дров. В процессе этого он наткнулся на секретный документ о космическом самолете, который четыре года спустя привел к неудачному похищению немецкого инженера во Франции и неудачной попытке России построить космический самолет, способный доставить большую бомбу в центр Нью-Йорка.

Что заставило Иосифа Сталина послать своего собственного сына, русского ученого-ракетчика, и команду похитителей в Париж, чтобы выкрасть инженера-ракетчика и его жену-математика из-под возможного американского влияния? Ответ кроется в проекте космического самолета 1930-х годов, который и сегодня остается практически неизвестным и не получившим признания: «Серебряная птица».

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №2

Всем известно, что Германия опередила свое время, когда речь зашла о создании инновационных систем вооружения во время Второй мировой войны. О суперпушках и ракетных самолетах вертикального взлета известно пожалуй всем.

Однако то, что во время Второй мировой войны назвали «Космическим бомбардировщиком», было задумано и разработано задолго до начала войны в сентябре 1939 года. Это было нечто, что сегодня считалось бы космическим самолетом. Эта удивительная конструкция была известна как Silbervogel («Серебряная птица»), а ее истоки лежали в дипломной работе студента-инженера в 1931 году.

В возрасте всего 26 лет Ойген Зенгер придумал идею суборбитального аппарата с ракетным двигателем и представил ее в качестве дипломной работы для Венского политехнического института. Однако эта идея была сочтена слишком радикальной для 1931 года и была отвергнута, что вынудило будущего инженера представить гораздо более приемлемое предложение. Не желая унывать, Зенгер организовал публикацию своей первоначальной идеи в виде книги под названием Raketenflugtechnik («Техника ракетного полета») два года спустя. Он также направил 16-страничное предложение в Министерство обороны Австрии, в котором содержалось следующее замечание:

«Как скорость обычных самолетов, так и рабочая высота в настоящее время приблизились к пределам, которые, насколько можно предвидеть, не будут значительно расширены с помощью используемых сейчас средств».

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №3
 

Молодой инженер явно имел в виду гораздо более смелые технологии. В то же время он работал над созданием ракетного двигателя с регенеративным охлаждением, который предотвращал бы перегрев двигателя. В итоге Зенгеру пришла в голову идея циркуляции ракетного топлива вокруг выхлопных сопел перед сжиганием его в самом двигателе — практика, которую можно встретить и в современных двигателях. Патент на эту идею был получен в 1935 году.

В том же году он опубликовал статью в австрийском журнале Flug («Полет»). Эта статья, а также его книга привлекли внимание Люфтваффе. За два года до аншлюса 1938 года он получил приглашение от Рейхслюфтминистериума (RLM, или «Государственного министерства авиации») создать небольшое исследовательское учреждение на территории Рейха.

Зенгер начал работу над своей концепцией Silbervogel в новом институте, расположенном недалеко от Брауншвейга. Немцы также построили завод по производству жидкого кислорода, а также испытательный стенд для ракетного двигателя тягой 100 тонн, что подтверждает их большой интерес к идеям инженера.

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №4
 

В Германии 1930-х годов соперничество в области ракетостроения было живым и неугасающим; работа австрийского новичка не понравилась Вернеру фон Брауну, который, возможно, считал, что работа австрийца конкурирует с его собственной.

Однако попытки свернуть или отменить проект Зенгера ни к чему не привели. Инженер также нанял помощницу, молодого инженера, математика и физика по имени Ирен Бредт, которая в итоге проработала рядом с ним следующие двадцать лет. Они поженились в 1954 году.

Silbervogel состоял из того, что позже будет названо подъемным корпусом. Он имел плоский фюзеляж прямоугольной формы длиной 91 фут 10 дюймов, шириной 9 футов 11 дюймов и глубиной 6 футов 11 дюймов. Заостренный вперед фюзеляж открывался секциями к середине, где были установлены два сравнительно коротких крыла.

Их размах составлял всего 49 футов. Задняя часть фюзеляжа слегка сужалась внутрь, достигая тупой хвостовой кромки, из которой выступало сопло основного ракетного двигателя, по бокам которого располагались две вспомогательные ракеты. Небольшой горизонтальный хвост нес еще более мелкие хвостовые оперения.

Хотя Зенгер предполагал посадку Silbervogel на обычную взлетно-посадочную полосу и поэтому включил в проект убирающееся шасси, процедура взлета, которую он планировал, была совершенно нестандартной.

Любители научной фантастики, которые помнят взлет космического самолета в фильме 1951 года «Столкновение миров», будут иметь здесь преимущество. Не обращая внимания на высокое хвостовое оперение, корабль из фильма казался очень похожим на немецкий проект. Зенгер предложил, чтобы Silbervogel взлетел с обтекаемых саней с ракетным двигателем, установленных на монорельсовом пути длиной 1,8 мили (3 км).

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №5
 

Если бы это не было достаточно впечатляющим, то ракетный двигатель, разработанный для самих саней, должен был генерировать около 600 тонн тяги в течение 11 секунд, что составляло более трех четвертей от тяги восьми двигателей H-1, установленных на первой ступени S-I ракеты-носителя Saturn I.

После отделения от саней и подъема в воздух с помощью вспомогательных двигателей, Silbervogel запускал свой основной ракетный двигатель мощностью 600 тонн на высоте 5000 футов, который после восьми минут горения поднимал аппарат на высоту 90 миль и развивал скорость 13 730 миль в час, или 17,89 Маха. Для достижения отдаленных целей — скажем, восточного побережья США — была бы проведена не менее впечатляющая процедура.

После сгорания основного ракетного двигателя Silbervogel должен был на большой скорости опуститься в толщу атмосферы, а затем «проскочить» обратно вверх, подобно плоскому камню, скользящему по воде.

Это должно было повторяться до тех пор, пока у аппарата не закончится импульс из-за сопротивления, после чего он должен был скользить вниз для обычной посадки на взлетно-посадочную полосу, предположительно очень длинную. Прогнозируемое расстояние такого полета составило около 14 600 миль.

Прогнозировались проблемы с нагревом планера, но Зенгер считал, что полет вверх после каждого «проскока» позволит поверхности аппарата охладиться до приемлемых пределов. За три месяца до начала Второй мировой войны Зенгер приступил к серии испытаний на трение, а также начал строительство модели Silbervogel в масштабе 1/20.

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №6
 

С началом войны Зенгер был вынужден либо отказаться от своего проекта и сосредоточиться на исследованиях более традиционных самолетов с ракетным двигателем, либо приспособить Silbervogel для военных целей. Он выбрал последнее, и космоплан неожиданно стал возможным способом нанесения удара по Америке, если она вступит в войну.

Таким образом, космический бомбардировщик стал реальностью — по крайней мере, в виде рабочего проекта — по крайней мере, за два года до того, как Соединенные Штаты вступили в войну с Германией. Зенгер и Бредт вместе разработали план, превратив его в оружие, дальность полета которого была бы достаточной, чтобы достичь восточного побережья США.

Там он должен был сбросить на цель бомбу весом 8 800 фунтов, а затем продолжить полет над континентом и Тихим океаном, приземлившись где-нибудь на территории, контролируемой Японией. По расчетам двух инженеров, такой полет должен был составить от 12 000 до 15 000 миль, что соответствовало теоретическим возможностям Silbervogel.

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №7
 

Работа Зенгера над 100-тонным основным ракетным двигателем продолжалась до 1941 года и показала некоторые первые перспективы, даже, по-видимому, превзойдя прогресс, достигнутый в Пеенемюнде над двигателями для ракеты V-2. Но это были ранние дни, и исследования V-образного оружия имели гораздо больший приоритет в Рейхе, не в последнюю очередь благодаря поддержке со стороны высокопоставленных лиц во всем Рейхе.

В 1942 году RLM неожиданно приказало Зенгеру прекратить все работы над его ракетным двигателем. Инженера перевели в Немецкий научно-исследовательский институт планеризма (DFS, или «Немецкий научно-исследовательский институт планеризма»), где он работал над проектами самолетов с реактивным двигателем до конца военных действий. Возможно, хорошо, что проект Зенгера так и не дошел до того, чтобы провести испытательный полет через Атлантику.

Послевоенные эксперты проанализировали вычисления, которые он и Ирен Бредт использовали для расчета теплового потока при входе в атмосферу. Они обнаружили математическую ошибку, которая показала, что уровни были бы намного больше, чем австрийский инженер предусмотрел в своем проекте. При использовании этих ошибочных расчетов такой корабль — и его несчастный пилот — сгорел бы во время этой фазы полета.

Однако все это было неизвестно Зенгеру и Бредту в 1944 году, когда они смогли представить RLM пересмотренное предложение по двум отдельным вариантам Silbervogel. Более короткий Antipodenferngleiter («антиподальный планер дальнего действия») был разработан для бомбардировок Нью-Йорка, в то время как конструкция Interglobalferngleiter («межконтинентальный планер дальнего действия») позволила бы космоплану Зенгера теоретически атаковать любую цель в любой точке мира.

100 экземпляров были распространены среди различных влиятельных чиновников и ведомств Рейха. Именно на один из них наткнулся русский офицер, когда мочился в Пенемюнде.

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №8
 

Однако Silbervogel опередил свое время. Если бы не конкуренция за деньги, материалы и испытательную базу, такой проект теоретически мог быть построен в нацистской Германии, поскольку высокопоставленные члены партии, безусловно, любили грандиозные замыслы.

Если бы для днища космоплана была доступна термостойкая керамика, то, возможно, он даже не сгорел бы при входе в атмосферу, несмотря на недостатки математики.

Однако Silbervogel был долгосрочным проектом, а не чем-то, что можно было просто собрать за несколько лет и бросить в бой. Если бы немцы бросили деньги и ресурсы на этот проект, и не вмешалась война, то такой корабль мог бы быть готов примерно в 1955 году или около того — когда в действительности русские, возможно, решили бы построить его сами, если бы не появление МБР.

Секретный документ о Silbervogel попал на стол Иосифа Сталина в Москве. Он был весьма заинтригован характером планируемого оружия и в ноябре 1946 года приказал создать Опытное конструкторское бюро (ОКБ, или «Экспериментальное конструкторское бюро») для изучения этой концепции. Мстислав Келдыш, латвийский математик и инженер, был назначен руководителем этого нового ОКБ и приступил к изучению документации по Silbervogel.

В итоге Келдыш переработал концепцию орбитального бомбардировщика, используя реактивные двигатели вместо ракетных для снижения веса, но работа продвигалась невероятно медленно. Сталину сообщили, что эскизный проект не будет готов в течение пяти лет, а возможно, и больше. К тому времени, когда ОКБ было готово, план был отодвинут на задний план прогрессом в разработке ракет.

Появление межконтинентальных баллистических ракет сделало концепцию Зенгера устаревшей, и келдышский вариант «Зильбервогеля» был отменен. Однако эта работа не была напрасной: она привела к целой серии исследований по советским крылатым ракетам с реактивным двигателем в 1950-х годах, хотя все они в конечном итоге также были отменены.

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №9
 

Boeing X-20 Dyno-Soar во многом обязан проекту Silbervogel. Вальтер Дорнбергер и Краффт Эрике участвовали в немецкой программе V-2 и после войны начали работать в Bell Aircraft. Оба знали о проекте Зенгера военного времени и в 1952 году предложили американский вариант, который назвали «Ракета-бомбардировщик».

Попытки привлечь Ойгена Зенгера к проекту закончились неудачей, но он все равно продолжался, в итоге превратившись в три отдельных предложения, отвечающих требованиям к суборбитальным исследовательским, разведывательным и бомбардировочным платформам. Вскоре эти проекты были преобразованы в X-20, и семь астронавтов были отобраны для летных испытаний.

Однако проблемы, связанные с выбором типа ракеты-носителя, и отсутствие четкого определения целей проекта привели к тому, что вместо этого было принято решение заняться программой «Джемини», и в декабре 1963 года проект Dyno-Soar был окончательно списан.

Однако концепция космического самолета не умерла вместе с Dyno-Soar. Компания Boeing воскресила эту концепцию, предложив в 1999 году проект X-37, а в апреле 2010 года космический самолет стал реальностью благодаря запуску орбитального испытательного корабля 1 (OTV-1).

Беспилотный аппарат провел на орбите почти семь с половиной месяцев. Еще пять запусков (о которых известно) были осуществлены в период с марта 2011 года по май 2020 года, последним был OTV-6, первый запуск X-37B Космическими силами США.

Этот космический аппарат и сегодня находится на орбите. У китайцев есть свой аналогичный аппарат, известный как программа «Шэньлун», а целый ряд стран на определенном этапе рассматривали идею создания собственных космических самолетов.

[VIP]~ История фашистского космического бомбардировщика и неудачная попытка СССР похитить его конструктора, изображение №11
 

В ближайший послевоенный период Сталин явно ожидал результатов, причем быстрых. У Америки уже была атомная бомба, и он хотел иметь эффективную систему доставки для собственной программы создания бомбы в Советском Союзе, которая находилась в процессе реализации.

Нельзя было гарантировать, что русские бомбардировщики смогут продержаться достаточно долго, чтобы достичь американских городов, но идея немецкого космического самолета могла. Сталин ухватился за идею перевезти Зенгера в Советский Союз для работы в ОКБ Келдыша, но как это организовать? Немец вместе со своей помощницей Ирен Бредт, как было известно, проживал в Западной зоне.

Если бы они жили в Восточной зоне, то вывезти их в темное время суток не составило бы труда; в конце концов, около 6000 конструкторов, инженеров, ученых и членов их семей были перевезены в Россию из советской зоны оккупации 22 октября 1946 года в ходе операции, известной как «Осоавиахим», — одномоментной акции, не уступающей американской «скрепке». Увести их из-под носа у американцев означало, что необходимо что-то более радикальное.

Ойген Зенгер и Ирен Бредт каким-то образом узнали о советском интересе к их работе в военное время. Им удалось избежать попыток американцев завербовать их, но, учитывая возможность того, что русские могут попытаться заставить их отправиться в Восточную зону, они приняли французское предложение поработать над реактивными двигателями и технологией ракетного движения.

Тем временем Сталин поручил своему сыну Василию и ученому-ракетчику Григорию Токати найти Зенгера. Им было поручено убедить австрийского инженера приехать в Советский Союз. Осознавая возможную неудачу своего сына, Сталин также приказал группе секретных сотрудников органов внутренних дел сопровождать эту операцию, которым было поручено похитить немецкую пару в случае провала переговоров.

Зенгер и Бретт в это время находились в Париже, работали на французское правительство и в дальнейшем основали Федерацию астронавтики. Считается, что офицеры разведки предупредили Зенгера и Бредта о возможности попытки похищения со стороны России.

Василий Сталин и Григорий Токатый были не слишком последовательны в своих попытках убедить немецкого инженера работать в России. Сначала они отправились в Берлин, затем в Вену, а потом в различные другие места Европы, прежде чем выяснили, что немецкая пара на самом деле находится в Париже.

Они пытались связаться с ними там, но каждый раз получали отказ. Запланированная советской секретной службой попытка похищения также сорвалась из-за того, что советский авиаконструктор по фамилии Токаев, который знал об этой операции, дезертировал в Великобританию и разболтал об их планах.

Русский инженер даже пошел на то, чтобы статья о планируемом похищении была опубликована в британской газете Daily Express. Французская тайная полиция пресекла последующие попытки вывезти немецкую пару.

Русский отряд похитителей был вынужден покинуть Францию с пустыми руками, а Silbervogel так и не полетел с нарисованной на нем красной звездой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

error: Content is protected !!
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Рейтинг SunHome.ru Твоя Йога